top of page

Психолог: менять или не менять?

Психотерапевтические отношения, как и любые другие отношения в жизни, содержат в себе элемента риска: когда мы начинаем отношения с новым человеком, то мы не знаем точно, сколько радости, печали или гнева они могут нам принести. И бывает так, что отношения лучше прекратить или сделать в них перерыв…

«Прекратить ходить к этому психологу, сделать перерыв или продолжать?» - с таким вопросом порой сталкиваются те, кто сомневается в эффективности оказываемой им психологической помощи или просто чувствуют себя некомфортно или плохо на консультациях. Как понять в этом случае стоит ли продолжать ходить к этому психологу? Для начала можно посмотреть на то, как у Вас в общем развиваются отношения с другими людьми. Если Вы склонны к бегству, к быстрому обрыву отношений, когда что-то идет не так, то не проявляется ли это в отношениях с психологом? Не стремитесь ли Вы убежать, не сообщив своих чувств и намерений специалисту без попытки прояснить ситуацию?

Во время психотерапии в некоторых случаях запускается негативный перенос. Один из типичных переносов происходит, когда что-то в поведении или особенностях психолога явно или неявно начинает напоминать мать или отца. И если отношения с родителем были сложные, тогда клиента могут захлестывать негативные чувства по отношению к психологу. Варианты развития событий при наличии переноса возможны разные. Например, включение негативного контрпереноса у психолога: «ты такая же неблагодарная или озлобленная как моя дочь или сестра!». Контрперенос может промелькнуть на уровни мысли или ощущения или начать выражаться через эмоции или слова. Бывает, что контрперенос у психолога запускается сам по себе, когда он проецирует на отношения с клиентом какую-то свою внутреннюю проблему/конфликт или свое восприятие значимого для него человека. Если психолог не справляется с негативным переносом у клиента, то он начинает агрессивно защищаться, принимая эмоции клиента на свой счет, или стремится прервать психотерапию. Клиент и сам может испугаться своего неосознаваемого переноса и даже чувствовать вину и/или стыд за него.

Одни специалисты внимательно отслеживают переносы и используют их как ресурс в психотерапевтической работе. Другие специалисты не считают важным разбираться с переносами и уделяют больше внимания работе с проблемами клиента, игнорируя исследование возникающих психотерапевтических отношений в своей работе.

Бывает, что у клиента усиливается сопротивление. Ведь во время психотерапии человек постепенно открывается все больше и больше, и таким образом его уязвимость перед психологом увеличивается. Как следствие может расти страх получения ущерба, особенно при слабом доверии к психологу. Сопротивление возникает также при активации ложных убеждений из серии «На самом деле я недостоин счастья, большого успеха, любви»/Я заслуживаю плохого, а нехорошего».

Каждый психотерапевтический контакт уникален, и вклад в эту уникальность вносят особенности личности терапевта и клиента, задавая специфику течения терапевтического процесса и терапевтических отношений. Если для Вашей подруги данный специалист оказался очень эффективным, то в случае с Вами его эффективность может отличаться. Ведь здесь играет роль сочетание Ваших особенностей и особенностей психолога. На восприятие психотерапевтического контакта и его развитие может оказывать влияние мировоззрения терапевта и его непроработанные личные проблемы.

Отдельный случай – это серьезно верующие клиенты, для которых, например, имеет значение обсуждение религиозных переживаний в контексте исследования своей личности. Немного об этом в моей статье «К какому психологу лучше обратиться серьезно верующему человеку?» на этом сайте.

Иногда при сомнениях в эффективности психотерапии поход к другому психологу может эти сомнения уменьшить или убрать.

Я ходила к одному из психологов и мне начало казаться, что у нее мало эмпатии и она «холодная». Тогда я сходила на три консультации к другому психологу, и она мне тогда вообще показалась «ледяной» по сравнению с предыдущим психологом. После этого я решила попробовать вернуться к предыдущему психологу. В результате это вылилось в продолжительный процесс терапии, на котором мы помимо прочего обсуждали эмпатию, а также мои психотерапевтические и другие отношения по жизни. Была еще у меня история с другим психологом, к которой я попала в бюджетном учреждении. Не все мне нравилось в процессе консультирования и смущало, то, что она моложе меня. Однако, когда она уволилась, и я сходила на три консультации в этом учреждении к другому психологу, то здесь я оценила насколько молодой психолог намного более качественно вела психотерапевтический процесс чем этот специалист постарше меня.

Я весьма чувствительный клиент. И в процессе получения психологического образования на мою чувствительность накладывались еще различные знания из психологии. После 18 часов консультаций у одного психолога, мы решили сделать перерыв. Вернее из-за разных эпизодов, которые меня смущали, я сделала очередную попытку прекратить психотерапию у этого специалиста и в итоге мы договорились сделать перерыв. На последней консультации психолог сказала «с вами студентами-психологами сложно работать…». Во время этого перерыва я сходила к другому психологу (в другой психологический центр), и на первой встрече услышала от нее «Вы учитесь на психолога? Здорово! Мы почти коллеги!... а с тем психологом я думаю, у Вас решится как Вам лучше». Спустя некоторое время предыдущий психолог написала «Полагаю, нам стоит закончить наш процесс. Если пожелаете, порекомендую Вам коллег из нашего центра». И тогда к позитивному психологу я походила еще на психологические консультации (в итоге 25 часов) до тех пор пока она не уехала в другой город.

По моему мнению, наличие психологического образования у клиента может как помогать в выборе психолога и самом психотерапевтическом процессе, так и мешать этому. Ведь идеальных психологов, как и идеальных людей не существует. И при наличии знаний можно более явно видеть и обосновывать неровности и ошибки психолога во время работы. И, если клиент без психологического образования на какие-нибудь особенности в поведении психолога не обратил бы внимания, то у клиента со знаниями о психотерапевтическом процессе возникают дополнительные поводы реагировать на неидеальности психолога («Это неправильно! Разве так можно?»).

Может быть так, что методики или направление, в котором работает психолог, не являются для Вас оптимальными. Например, у меня более чувствителен аудиальный канал восприятия (звуки, слова) по сравнению с визуальным и кинестетическим каналами. Я пробовала арт-терапию в разных форматах (на индивидуальных консультациях, в группе, на тренингах), а также эмоционально-образную терапию. По моим ощущениям эффективность от этих методик у меня как у клиента не высокая. Значит, эти методы имеет смысл использовать для меня только иногда в качестве небольшого дополнения в психотерапевтическом процессе.

На что еще следует обратить внимание при сомнениях в эффективности психотерапевтического процесса? Думаю, что важно обращать внимание на то, что для Вас важно в психологической помощи и в отношениях. Я сторонник недирективного подхода, и поэтому навязанные жесткие интерпретации и высказывания из серии «Вам надо/Вы должны/это недопустимо» считаю для себя неподходящим элементом психологической помощи. Несколько лет назад я сходила на три консультации к одному психологу. Меня смутило, что в своей речи она употребляла фразу «Вам надо…». Когда я ей сказала об этом, то в ответ услышала обоснование, почему она считает нормальным так говорить. Меня это обоснование не удовлетворило. Я постаралась взять для себя полезное из нашего процесса и поискать для себя другого психолога.

Важны для меня также навыки активного слушания у психолога. Если пространство (процесс) консультации больше занимает психолог, а не я (клиент), то для меня это повод прекратить процесс консультирования, при условии, что я озвучила свои ожидания, а специалист все равно продолжает перебивать и говорит больше чем я.

А что важно для Вас в психологической помощи и в отношениях? Обсуждали ли Вы это с психологом, от которого Вы хотите уйти? А может быть для Вас так очевидна неэффективность получаемой психологической помощи, что Вы не уже не видите смысла обсуждать это? В любом случае по возможности рекомендую Вам постараться не обесценить прошедший психотерапевтический процесс и попробовать извлечь из него полезный опыт для себя.

Недавние посты
bottom of page