top of page

Кризисы происходят от безделья?

Часть населения России уверена, что всякие кризисы – это от безделья. Весьма популярна идея о том, что «мытье полов является лучшим средством от депрессии». И некоторым людям такое средство помогает. Однако всегда ли постоянная занятость спасает от кризиса? Я попробовала это измерить.

Пока я исследовала кризис у женщин, часть из них прошли тест диспозиционного оптимизма (адаптированный Т.О. Гордеевой). А в этом тесте кроме основных вопросов есть еще 4 вопроса-наполнителя для маскировки истинного предназначения методики. И один из этих вопросов-наполнителей звучит: «Для меня важно всегда быть занятым». Как и остальные вопросы в методике этот вопрос предполагает ответ по пятибалльной шкале Ликкерта. Вот я и использовала ответы испытуемых на этот вопрос с целью изучения отношения респондентов к деятельности и влияния этого отношения на кризис.

Итак, 40 женщин в возрасте от 28 до 43 лет ответили на вопрос о том насколько для них важно всегда быть занятыми и заполнили опросник смысложизненного кризиса, разработанный К.В. Карпинским. В итоге для исследуемой выборки показатель «Важность всегда быть занятым» показал очень слабую отрицательную корреляцию со степенью смысложизненного кризиса (r=-0,14). То есть какая-то взаимосвязь все-таки имеется, но у многих она не работает.

Из этого можно сделать вывод, что постоянное стремление быть в деятельности очень слабо влияет на интенсивность протекания смысложизненного кризиса и часто не может предотвратить его возникновение. Из своего опыта могу сказать, что когда у меня был кризис 30-ти лет, то я кроме ненапряжной преподавательской деятельности в институте занималась разными танцами, а также их преподавала. И здесь не совсем работал известный лозунг «танцы – это средство от депрессии!». Танцы кризис мой смягчали в какой-то степени, но не уничтожали.

В прочем потребность в самореализации никто не отменял. А самореализация происходит обычно через деятельность. И прекрасно, когда ты реализуешь свои способности, активно действуя и преобразуя мир вокруг. Однако бывает так, что постоянное погружение в дела является бегством, когда человек боится остановиться и, например, столкнуться с кризисом, пройдя который он может подняться на новый уровень.

Недавние посты
bottom of page