top of page

О «жизни второго сорта» и страданиях

Современный мыслитель Вивиан Томас говорит, о том, что большинство людей мечтает о «жизни высшего сорта», сочетающую в себе отличное здоровье, полноценную и любящую семью, интересную и высокооплачиваемую работу, хороших друзей, стабильность, благополучие и множество альтернатив. Однако, в жизни могут происходить и ситуации «второго сорта»: тяжелые болезни, развод, потеря близких, рождение ребенка-инвалида. Бывает так, в данный момент нет другой альтернативы и самое лучшее, что можно сделать – это принять жизнь такой, какая она есть и научиться жить в ситуации «второго сорта». И тогда через тяжелые обстоятельства человек может больше понять себя, обрести внутреннюю силу и приблизиться к своей истинной сущности. В своей книге «Жизнь второго сорта? Как принять жизнь такой, какая она есть» [1] Вивиан Томас рассказывает реальные истории о людях, проходящих через сложных ситуации, продолжая видеть в своей жизни смысл и радость. Не у всех это получается легко и сразу, но в итоге герои книги находят разные ресурсы для принятия того что с ними случилось и преодоления трудностей.

О незаслуженных страданиях интересны размышления верующего психолога Валерио Альбисетти [2]: «Меня всегда особенно ранило незаслуженное страдание, удары, полученные без определённой причины. Страдания хороших, сознательных, добрых людей. Почти никогда я этого не понимал. Почти никогда я не принимал несправедливые страдания, мучения невиновных. Я сам не раз испытывал их. Часто я спрашивал себя: почему? Почему это именно мне? Сколько непонимания, притеснений, запретов, разочарований, убитых, измученных чувств... Иногда, размышляя над страданиями, причинёнными мне жизнью, я не находил объяснений и оправданий. Иногда, признаюсь, я думал, что Бога не существует. Потом, в определённый период, я пришёл к необходимости принимать всё, не спрашивая себя почему, доверяясь высшему плану, непостижимому и таинственному. Теперь я понимаю, что ошибался. Ошибался, отрицая. Ошибался, слепо принимая. Сегодня, в свете моего персоналистского видения, всё приобретает смысл. Сегодня я верю, что страдания изменяют тех, кто их испытывает. В этом смысле они являются носителями нового. Новой жизни. Страдания, по-моему, представляют собой Иное. Различие. Непохожесть. Трансцендентность. Это нелегко принять, но я считаю, что страдание в сущности является инструментом, позволяющим оторваться от того видения мира и способа жить, к которому мы иначе были бы привязаны навечно. Страдание рвёт порочный круг нашего самолюбования, эгоизма, искусственности. Оно становится поиском, открытиями, жизнью. Чтобы начать этот путь, требуются смелость и смирение. Смирение, чтобы уважать то, чего мы не понимаем, не манипулировать им. Чтобы жить им».

Яркая метафора соприкосновения с внутренней сущностью через страдания представлена в романе Владимира Набокова «Приглашение на казнь», где главный герой Цинциннат несправедливо осужден на казнь. Вместе с ним в камеру под видом заключенного подселяют палача. Цинцинната очень мучает неизвестность, он не знает день своей казни. Проходя через душевные страдания, он соприкасается со своим истинным Я: «..я снимаю с себя оболочку за оболочкой, и наконец... я дохожу путем постепенного разоблачения до последней, неделимой, твердой, сияющей точки, и эта точка говорит: я есмь! – как перстень с перлом в кровавом жиру акулы, – о мое верное, мое вечное... и мне довольно этой точки...».

Тяжелые страдания пришлось пережить известному австрийскому психологу Виктору Франклу. О своем мироощущении в юности он говорил так: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом, я создал логотерапию».

В 37 лет Виктор Франкл попал в концентрационный лагерь Терезиенштадт. Вместе с ним узниками лагеря стали его жена и родители. Через 2 года и семь месяцев Франкл был освобождён. До этого его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где ее убили. Отец Франкла умер в Терезинштадте от отёка легких, мать была убита в Аушвице. После выхода из концлагеря Виктор Франкл прожил еще 52 года, написал больше 30 книг, посетил с лекциями и семинарами разные страны и стал обладателем 29 почетных степеней.

О страданиях и о человеке Франкл писал в своих книгах: «Страдание является частью жизни, точно так же, как судьба и смерть. Страдание и смерть придают бытию цельность» [4]. «Если мы спросим себя о самом главном опыте, который дали нам концентрационные лагеря, эта жизнь в бездне, то из всего пережитого нами можно выделить такую квинтэссенцию: мы узнали человека, как может быть не знало его ни одно из предшествующих поколений. Что же такое человек? Это существо, постоянно принимающее решения, что оно такое» [5].

Особенной темой является тема страданий детей. Один из тех, кто посвятил свою жизнь заботе о детех-инвалидах – это Жан Ванье. Он был офицером военно-морского флота. Затем несколько лет своей жизни занимался философией и написал диссертацию об этике Аристотеля. В 1963 году Жан Ванье попал в один из специальных интернатов во Франции, где перед ним открылся мир страданий умственно-отсталых детей-инвалидов. С тех пор Жан Ванье посвятил свою жизнь этим детям и создал для них общины в 26 странах. В зрелом возрасте он написал потрясающую по своей глубине и мудрости книгу: «Каждый человек - священная история», в которой есть размышления о внутреннем мире человека, его пути, отношениях, этапах жизни.

Небольшая цитата из книги Жана Ванье: «У каждого человека есть свой секрет, своя тайна. Одни проживают долгую жизнь, жизнь других коротка. Одни люди переживают бурные периоды роста, у других это скрыто от посторонних глаз. Но я верю, что к моменту смерти каждый человек достигает подлинной зрелости. Смысл жизни одних людей нам хорошо понятен, у других найти его гораздо труднее. Но я верю, что жизнь каждого человека бесконечно важна независимо от того, каковы границы его возможностей, независимо от его убожества или одаренности. Жизнь каждого человека имеет смысл, даже если мы не можем разглядеть. Я верю, что каждый человек, с его неповторимой красотой и достоинством, проживает свою священную историю» [6].

В заключение хочу отметить, что, в некоторых случаях страданий можно все-таки избежать. И в силах человека хотя бы немного влиять на историю своей жизни. И прежде чем поспешно говорить «это мой крест/моя карма/да мне по жизни не везет», имеет смысл проверить себя на повышенную виктимность, наличие негативных сценариев, глубинных деструктивных убеждений и разобраться со своими личными границами.

Литература: 1. Вивиан Томас. Жизнь второго сорта? Как принять жизнь такой, какая она есть. – М.: Мирт, 2003. – 155 с. 2. Валерио Альбисетти. Быть другом или иметь друзей? Как познать самого себя и других людей. – М.: Паолине, 2001. – 132 с. 3. Владимир Набоков. Приглашение на казнь. – М.: Азбука, 2015. – 192 с. 4. Виктор Франкл Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. – М.: Смысл, 2004. – 51 с. 5. Виктор Франкл. В борьбе за смысл. 6. Жан Ванье. Каждый человек – священная история. – М.: Вера и Свет, 2009. – 264 с.

Недавние посты
bottom of page